На прошлой неделе состоялось июньское пленарное заседание краевого Законодательного Собрания, которое стало последним перед парламентскими каникулами. Ведь в следующий раз депутаты соберутся в полном составе только во второй декаде августа. Но это не говорит о том, что сразу после июньской пленарки все они спешно собрали чемоданы и улетели отдыхать. Большинство проведёт ближайшую неделю в округах, чтобы отчитаться перед населением о полугодовой работе. Какие значимые события в политической жизни региона произошли в последнее время? Как это отразилось на законодательстве и жизни глубинки? Каков вклад депутата в решение проблем своего округа? На эти и другие вопросы отвечает Андрей БУРДИН, депутат Законодательного Собрания Пермского края по округу № 25 (Большесосновский, Нытвенский, Оханский, Очёрский и Частинский районы).
В ПОГОНЕ ЗА ЦИФРАМИ
— Андрей Михайлович, что значимого произошло в жизни Прикамья за прошедшее полугодие?
— Главным событием политической жизни стала февральская отставка губернатора Виктора Басаргина и назначение врио губернатора Максима Решетникова. Это дало старт серьёзной ревизии всего наследия предыдущего главы региона. Если сравнивать то, что было, с тем, что стало, то тренды уже понятны. При Викторе Басаргине основной упор делался на строительстве детских садов и других объектов социальной инфраструктуры, а так же на исполнении так называемых «майских указов президента» по повышению зарплат бюджетникам. При этом на качество строительных работ никто внимания не обращал, поскольку была погоня за цифрами. То же самое касается и повышения зарплат бюджетникам, когда они повышались любой ценой, без учёта какой-либо экономики. Где-то не платилась коммуналка, где-то не закупались необходимые расходные материалы и так далее. Всё шло на зарплаты. И это привело к серьёзным долгам бюджетных учреждений.
— Эти проблемы возникли не вчера. Депутаты их поднимали?
— Наш созыв начал работу осенью прошлого года. Многие из нас избраны в краевое Законодательное Собрание впервые. И пока мы только вникаем в работу. Тем не менее, вопросы по качеству проведения строительных работ, по необходимости контрольных мероприятий мы ставили неоднократно. Следствием этого стали масштабные проверки краевых и муниципальных строек силовиками, аресты министров и чиновников среднего звена за взятки и хищения бюджетных средств на этих объектах. Кстати, одно из уголовных дел возбуждено и по нарушениям, связанным со строительством лыжероллерной трассы в Большесосновском районе. Пока никого не арестовали и не посадили, но такие перспективы есть.
Что касается перекосов, связанных с исполнением майских указов, то мы об этом тоже говорили. Повышать зарплаты бюджетникам, конечно же, надо. Но нельзя ставить под угрозу жизнедеятельность целых отраслей, как это получилось со здравоохранением. Понятно, что многие учреждения утонули в долгах не только из-за необходимости увеличения фондов оплаты труда за счёт всех остальных расходов, но были и другие факторы — низкие нормативы финансирования амбулаторно-поликлинического звена Фондом обязательного медицинского страхования, слабая компетентность в хозяйственных вопросах некоторых главврачей, отсутствие работы с коммунальными монополиями по взвешенной тарифной политике и прочее. В общем, это была комплексная проблема. И лишь с приходом нового главы региона отношение к отрасли изменилось.
— Что принципиально поменялось?
— Ещё на первых встречах с Максимом Решетниковым наш депутатский корпус обозначил здравоохранение как самую проблемную отрасль. Правительству было дано поручение разобраться и сформулировать предложения. И на июньское пленарное заседание краевого Законодательного Собрания были внесены поправки к закону «О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Было предложно дополнительно выделить на госпрограмму «Развитие здравоохранения» 300 миллионов рублей.
Но интересна не столько сумма, сколько обсуждение ситуации в нашем комитете по социальной политике и на пленарном заседании. Оказывается, только за 2016 год просроченная кредиторская задолженность учреждений здравоохранения выросла с 61 миллиона рублей до 250 миллионов. А к 1 июня текущего года она достигла 434 миллионов рублей! То есть 35 учреждений, а это в основном крупные районные больницы, оказались под угрозой банкротства и закрытия.
Сейчас правительством разработана программа финансового оздоровления учреждений здравоохранения. И предложение Максима Решетникова выделить для оплаты просроченной кредиторской задолженности медицинскими учреждениями 300 миллионов рублей наше краевое Законодательное Собрание поддержало. Причём, сразу в двух чтениях. Понимаю, что до стабильной работы отрасли ещё далеко. Поэтому, вероятнее всего, в осеннюю сессию мы вновь вернёмся к вопросу финансовой помощи нашей медицине.
МИЛЛИАРДЫ В ДОРОГИ
— Работа над ошибками — это понятно. А что дальше? Есть ли у нового руководителя региона какая-то стратегическая линия?
— Да, есть. В первую очередь она связана с наведением порядка в дорожной отрасли. В прежние периоды муниципалитеты получали деньги из краевого Дорожного фонда на ремонт дорог в лучшем случае в конец лета. И, разумеется, не успевали освоить все объёмы до выпадения снега и деньги уходили в неизрасходованные остатки, которые в следующем финансовом году возвращать из края было проблематично. Так было и в прошлом году, и в позапрошлом, и задолго до моего избрания в краевой парламент. Поэтому я солидарен с критиками той системы, которые требовали от правительства оперативности в финансировании муниципалитетов, чтобы начинать строительный сезон в мае, а не в конце августа или сентябре.
Новый глава региона с нашими претензиями согласился. Ведь если по краевым магистралям объём дорожного полотна, находящегося в нормативном состоянии, составляет около 80 процентов, то по муниципальным дорогам — 49 процентов. Это накопленная проблема и её надо срочно решать, поскольку есть риск полной утраты дорожной сети в глубинке. Поэтому теперь краевое правительство формирует для муниципалитетов жёсткие графики по подготовке проектной документации, по конкурсным процедурам, по работе с подрядчиками. Муниципалитетам была поставлена задача, чтобы контракты на строительство и ремонт дорог были заключены в худшем случае в июне.
На ремонт автодорог нынче зарезервирована беспрецедентная сумма — 4,5 миллиарда рублей. Из них 1,2 миллиарда из федерального бюджета и 3,3 миллиарда — из краевого. И правительство, и краевой парламент своё дело сделали.
— Львиная доля от этих миллиардов опять уйдёт на дороги в краевом центре. А для глубинки что-то останется? Выделены ли средства на дорожные объекты в вашем избирательном округе?
— Понимаю, о чём вы говорите. Действительно, одним из главных показателей работы депутата является привлечение средств краевого бюджета в муниципалитеты своего избирательного округа. Я работаю только первый год и пока не могу похвастаться серьёзными лоббистскими возможностями. Тем не менее мы с совместно с главами районов такие вопросы решили. И сегодня на приведение в нормативное состояние дорог в моём 25-м избирательном округе из краевого бюджета выделено в общей сложности 290 миллионов рублей.
Если говорить о Большесосновском районе, то выделены средства на ремонт автодороги «Большая Соснова — Частые» (из краевого бюджета — 43,94 миллиона рублей); автодороги «П-Павловск — Солоды», 10 километров (из краевого бюджета — 4,93 миллиона рублей); автодороги «Большая Соснова — Пермяки», участок Петропавловск — Пермяки, 8 километров (из краевого бюджета — 4,08 миллиона рублей); автодороги «Вары — Верх Потка», участок Вары — Тойкино, 4 километра (из краевого бюджета — 1,97 миллионов); автодороги «Малая Соснова — Лыково», 1,5 километра (из краевого бюджета — 739,73 тысячи рублей); автодороги «Баклуши — Кузино», 1,5 километра (из краевого бюджета — 739,73 тысячи рублей); автодороги «П-Павловск — Б.Кизели», 400 метров (из краевого бюджета — 179, 46 тысячи рублей); автодороги «Черновское — гр. Удмуртия — Марасаны» (из краевого бюджета — 166, 85 тысячи рублей).
ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЁР И РЕВИЗОР
— Практика показывает: чем больше в территории вкладывается бюджетных денег, тем больше возбуждается уголовных дел за взятки и хищения. Как этому противостоять?
— Нужны учёт и контроль, а также жёсткая позиция местных властей и силовых структур. Возьмём мой родной Большесосновский район, где в последние годы подрядчиком на строительстве социальных объектов и дорог было ООО «ТехноСтрой». Ещё когда я был депутатом районного Земского Собрания, мы с коллегами поднимали вопрос по лыжероллерной трассе в селе Черновское, на строительство которой было выделено 13,5 миллионов бюджетных рублей. По поручению представительного органа была проведена экспертиза, которая установила, что стоимость невыполненных или некачественно выполненных работ составила 12 миллионов 282 тысячи рублей. Из чего сделан вывод: объект не соответствует утверждённому проекту, не пригоден для эксплуатации, опасен для спортсменов и трассу нужно строить заново.
Этой весной вскрылась ещё одна проблема, связанная теперь уже с некачественным ремонтом старой школы в Большой Соснове. Тот же подрядчик. Те же вопросы. После визита на этот объект членов регионального штаба Общероссийского народного фронта и сюжета по пермскому телеканалу «УралинформТВ» школу закрыли. Требуется, как минимум, два миллиона рублей на замену полов. Однако надо учесть, что школа, отремонтированная три года назад, находится на гарантийных обязательствах подрядчика, который, как и в случае с лыжероллерной трассой в Черновском, про эти гарантии забыл.
Возникшие проблемы мы пытаемся решать совместно с депутатами Земского Собрания Большесосновского района. 31 марта Очёрским МСО СУ СК РФ по Пермскому краю возбуждено уголовное дело, связанное с халатностью чиновников районной администрации при приёмке лыжероллерной трассы. Есть вопросы к районному руководству, которое не в полной мере использует свои полномочия для понуждения подрядчика — ООО «ТехноСтрой» — к исполнению гарантийных обязательств по построенным в районе объектам. Полагаю, в скором времени претензии к подрядчику будут предъявлены. И серьёзные.
— Ну объекты пусть и плохонькие, но построены. Неужели вы думаете, что кто-то их переделает? Да и зачем вам вообще это надо?
— Во-первых, я депутат и когда прихожу в правительство со своими предложениями по строительству объектов в моём округе, мне сразу указывают на плохую работу подрядных организаций. Принцип простой: пока не разберётесь с бардаком, не научитесь работать с подрядчиками и добиваться исполнения гарантийных обязательств, денег никто не даст. Во-вторых, если работа выполнена некачественно, то подрядчик должен либо её полностью переделать, либо вернуть деньги в бюджет, либо сесть в тюрьму.
Поэтому сегодня я продолжаю бороться за эффективное освоение бюджетных средств. Я уже получил достаточно документов, подтверждающих мою правоту касаемо и лыжероллерной трассы, и школы. Нашёл понимание у краевого прокурора Вадима Антипова, с которым встречался полторы недели назад. У меня накоплен достаточно большой материал по этой проблеме. Найти его можно на информационном портале «Большая Соснова» по ссылке bsosnova.ru . Там есть всё: обращения в различные инстанции, документы, фотографии, экспертные заключения, публикации в СМИ, телевизионные сюжеты и так далее. Полная хронология событий.
— Вы намерены побороть коррупцию в одиночку?
— В одиночку ничего не сделать. Добиваться эффективного использования бюджетных средств можно только через массовый контроль снизу доверху. Чтобы в эту работу были включены не только депутаты и силовики, но и общественно активное население. Ведь не зря глава региона Максим Решетников организовал интернет-проект «Управляем вместе». Любой житель Пермского края может там зарегистрироваться и найти строящиеся, реконструируемые и ремонтируемые объекты своего района. Написать свои личные наблюдение, как это происходит в реале, и даже прикрепить фотографии. И эти обращения будут всерьёз рассматриваться правительством, будут приниматься меры и делаться выводы нашими надзорными органами.
Всё это правильно. Ведь активное население — лучший контролёр и ревизор. Поэтому жду неравнодушных граждан на своих приёмах. Давайте работать вместе!