Мой профиль

Войти в почту

Заря для Андрея Дегтярева

А.Дегтярев
На городские хлеба он уезжал несколько раз. Но, спустя совсем короткое время, возвращался в свое Тойкино.

Возвращался, как говорится, с растрепанной душой. Объяснить такое состояние молодому мужчине было некому – к своим 38 годам он собственной семьей так и не обзавелся. Понимала своего сына лишь мама, заявившая однажды: «В конце концов не можешь в городе, работай дома, не лениться, так можно достойно и в деревне жить». Так и порешили.

… Семья Александра Аркадьевича и Веры Александровны Дегтяревых всегда считалась работящей. Глава всю жизнь трудился на земле и слыл хорошим комбайнером, по окончании сезона получал благодарности от руководства. Супруга сеяла разумное, доброе, вечное. И искать лучшей доли на стороне семейство с двумя подрастающими сыновьями не собиралось. Но человек предполагает, а Господь располагает. Скоропостижно скончался Александр Аркадьевич. Давно и прочно, лишь изредка наведываясь в отчий дом, занял место в городской суете сын Сергей.

На оставшихся в селе Веру Александровну и Андрея нынче приходится 3 (!) дома и приличное подворье с домашней живностью. Уже много лет мама и сын встают строго в 6 часов утра. В сенокос раньше полуночи и в дом не заходят. Хотя это все-таки больше относится к Андрею. Ведь сена требуется немало. Только крупного рогатого скота больше 20 голов, не говоря об овцах, свиньях и птице. Если дойка коров все-таки – женская доля, то все остальное – уборка навоза, раздача кормов ложится на плечи Андрея. Это зимой. И за руль своего трактора с полным шлейфом прицепной техники садится тоже сам. Правда, нет пресса. Но тратить сотни тысяч рублей на технику, необходимую на несколько недель в году…

Восемь коров прокормят и себя, и свое потомство, и естественно, своих хозяев. Все лето Андрей, затарив свою легковушку свежей молочной продукцией (масло, сметана, творог), гонял в Нытву. Горожане с удовольствием покупали продукты с экологически чистой территории. Свиноматки тоже не ленились и дали неплохой приплод – ушел нарасхват. Мало того, уже на весну заказы принимает. «Санкции, что ли, сказались, раз деревенские жители опять возвращаются к своему мяску, – комментирует Андрей, ажиотаж вокруг поросят. – Было время, не знали, куда девать их, чуть свиноферму не развели. Арендная земля дает и побочный доход, я и не скрываю, что нанимаю зимой расчищать поля, заросшие древесным молодняком. Люди получат доход от продажи елочек, а я – готовые к работе сенокосы и пастбища. Еще бы кто навоз забрал. Мало того, что даром отдам, еще и спасибо скажу».

Стая или скотный двор, куда на ночь загоняют всю живность, представляет собой обыкновенную деревянную постройку длиной метров 20-25, с покатой крышей. «Ну да, не то, что надо бы сегодня, если всерьез хочешь заниматься животноводством, – видя мой взгляд, объясняет Андрей. – Понятно, что времянка. Да, скот прокармливает себя. Но не более. На развитие производства не остается. Нужно строить современный корпус. Пусть небольшой, но с настоящим оборудованием. По самым скромным подсчетам строительство обойдется в 1,5-2 млн. рублей».
Напоминаю ему о программе «Начинающий фермер».

«Да, читал я про это в вашей газете. Думал долго. Хорошее дело, только кто мне даст…, там и документов воз надо, и уметь разговаривать с начальством. Новый глава поселения видит, как мы работаем, тоже говорит об этом, мол, попробуй. Но вообще-то, честно говоря, у меня уже есть мечта – построить настоящий корпус в бывшей деревне Заря. Местные знают ее больше, как Коммуна. Там в 20-е годы американский тракторный отряд стоял. Земля там моя, вернее, в долгосрочной аренде.

Пока мы какое-то время беседовали в полуподвальном этаже нового дома, Андрея попроведали чуть ли не все его телята. А один, не поверите, подошел вплотную к окну и неотрывно смотрел на любимого хозяина, пока тот не зашумел: «Иди, иди отсюда, телка-метелка. Ходит, как навязанная», – застеснялся он. Я лишь улыбнулась: за злыми людьми животные по пятам не ходят.

Автор: Е.Данилюк, фото автора